Хорошая статья Крылова
Apr. 18th, 2017 04:07 pm![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Полемика в чём-то похожа на теннис. Игрок обязан отбить мяч на ту сторону сетки – но так, чтобы другой игрок не смог его отбить. Отсюда всякие «кручёные удары» в теннисе и «распределённые тезисы» в полемических текстах. Текст Сергея Сергеева в этом смысле - «кручёный». Состоит он из четырёх частей, связанных исключительно волей автора. Поэтому рассматривать их придётся по отдельности – и, кроме того, ещё делать предположения, зачем он эти части соединил и что хотел этим сказать. Впрочем, последнее довольно понятно.
Итак. «Во первых строках своего письма» Сергеев описывает существующее положение вещей. В России нет общества – как коллективного субъекта, настроенного на защиту составляющих его частей, то есть людей. Его нет, потому что все социальные группы и слои в этой стране полностью зависят от государства. Которое в любой момент может перекрыть кислород как социальному слою в целом (русские помнят, как в девяностые превращались в ничто целые социальные страты и слои – а их дедушки помнят, как людей вырезали целыми классами), так и каждому отдельному человеку. Все живут с подачек государства, абсолютно все, и все от него зависят целиком и полностью. В такой ситуации люди благодарны властям уже за то, что они их не трогают, не отбирают последнего и дают дышать. Власти к тому же дают ещё и объяснения всему этому мучительству – например, рассказывают сказки про врагов, которые окружили «рассеюшку» и ради отражения агрессии которых «надо потерпеть». Все и терпят – не особенно веря пропаганде, но боясь за крохи своего жалкого довольства.
Всё это абсолютно, тысячепроцентно справедливо. Автор даже смягчил реальность – о чём у нас ещё будет случай поговорить. Верно и указание на то, что корни ситуации – в советском красном терроре, который как начался в 1917 (а на самом деле раньше – к красному террору нужно причислить и тот левый террор 1886-1917 годов, который стоил России десятки тысяч жизней её лучших людей). Тут и спорить-то нечего.
Однако Сергеев на этом не останавливается. Он начинает искать корни зла в дореволюционном прошлом и доказывает – точнее, пытается доказать – что аналогичное положение вещей (бесправное и безгласное общество и абсолютная самодержавная власть) существовало и до 1917 года – ну или хотя бы до 1905 (потому что не замечать существование Думы, свободной прессы и великого множество общественных организаций после этой даты невозможно).